Эксклюзив
12 февраля 2014
8742

Вячеслав Лапидус: Федерализация Украины в контексте российских интересов

Политический кризис на Украине актуализировал идею изменения государственного устройства данного государства, высказываемую представителями части украинской и российской политической элиты. Речь идет о т.н. концепции "федерализации", активными сторонниками которой выступили: Коммунистическая партия Украины (КПУ), бывший Глава Администрации Президента Украины В. Медведчук, некоторые депутаты правящей Партии регионов, советник Президента России С. Глазьев, представители российского и украинского экспертного сообщества. Сутью данной концепции является переход от унитарного к федеративному устройству Украины, означающий ослабление власти центра и наделение регионов широкими полномочиями. При этом сам процесс "федерализации", роль и полномочия регионов, а также конкретные формы перехода к федеративному устройству и конечная цель данного процесса видятся сторонниками данной концептуальной идеи по-разному.
Так, по словам В. Медведчука, "идея федерализма - одна из самых важных и существенных во всей истории украинской государственности и политико-правовой мысли". Идею федерализации Украины активно поддержали представители пророссийского сегмента правящей партии регионов: В. Колесниченко, О. Царев. Общим лейтмотивом их заявлений стал тезис о необходимости разработки нового варианта административно-территориального деления Украины, и наделение регионов Украины широкой автономией.
По мнению Первого секретаря КПУ Украины, Руководителя фракции КПУ в Верховной Раде П. Симоненко, существующее унитарное устройство Украины "абсолютно не учитывает региональное разнообразие страны, особенности каждого региона и проживающих в них граждан - исторические, культурно-лингвистические, религиозные, хозяйственные". В результате на Украине существует перманентный конфликт, поскольку "правила, по которым хотят жить западные регионы, не подходят и не воспринимаются областями востока Украины", что означает "насилие - либо запада над востоком, либо востока над западом", - подчеркнул П. Симоненко. В этой связи КПУ выступила с инициативой изменений Конституции Украины, включающей помимо отмены института президентства, закрепление федеративного устройства Украины.
Советник Президента России С. Глазьев, подчеркивает тот факт, что "разные части Украины тяготеют к разным торгово-экономическим образованиям". В результате, по его словам, необходимо "дать регионам достаточно прав, возможность самостоятельно формировать свои бюджеты", а также "возможность частичного внешнеполитического самоопределения".
Интересным аспектом идеи федерализации Украины становится возможность разновекторной внешнеполитической ориентации различных частей Украины. В качестве возможного юридического прецедента здесь используется европейский пример. Сторонники вышеупомянутой концепции ссылаются на опыт Дании, которая является членом ЕС, а входящие в ее состав территории, обладающие правами широкой автономии, Гренландия и Фарерские острова, юридически не входят в Евросоюз. Другим примером выступает Великобритания, которая является страной-участницей ЕС, однако находящиеся в ее составе коронные владения (Нормандские острова, остров Мэн) не входят в Европейский Союз. Подобный тип взаимодействия государства с интеграционными структурами рассматривается некоторыми сторонниками федерализации Украины как наиболее оптимальный. В такой конфигурации различные регионы Украины могут свободно выстраивать отношения с различными внешними акторами. Например, Восточная Украина и Крым могут присоединиться к формирующемуся ЕАЭС, Западная Украина - развивать и укреплять отношения с ЕС.
Важной особенностью идеи федерализации Украины является то, что пока ее поддержка достаточно локальна: она пользуется определенной популярностью на востоке и юге республики среди пророссийски ориентированных общественных и элитных групп Украины. С этой точки зрения, данная идея не может стать мейнстримом украинской внутренней политики в ближайшей перспективе. Подавляющая часть украинских элитных групп достаточно негативно относятся к данной тенденции.
Вместе с тем, с позиции российских интересов, концепция федерализации Украины представляет значительный интерес. В условиях поляризации украинского общества, дестабилизации внутриполитической обстановки, отсутствия четко выраженных внешнеполитических приоритетов, подъеме националистических настроений на западе Украины, активизации соперничества между Россией и Западом на постсоветском пространстве, идея федерализации может способствовать усилению российских позиций на Украине. Данный процесс может консолидировать пророссийский сегмент украинского общества, способствовать развитию торгово-экономического, межрегионального, приграничного, военно-технического сотрудничества России с украинскими регионами, содействовать включению территории восточной Украины в процесс евразийского интеграционного строительства.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован