17 мая 1980
6460

О роли в фильме `Никто не хотел умирать`.

На роль Донатаса режиссер пригласил молодого каунасского актера Регимантаса Адомайтиса. В последующие годы это имя не раз еще будет возникать в титрах картин, снятых на студиях Вильнюса и Кишинева, Ленинграда и Минска. Но все последующие работы, независимо от качества самих фильмов, лишь подтвердят и закрепят первый успех, потому что актерский тип - нервный, импульсивный, с открытым темпераментом - выявился достаточно ярко уже здесь. Донатас в "Никто не хотел умирать" был, можно считать, дебютом Адомайтиса в кино. До этого он сыграл лишь небольшой эпизод в предыдущей картине В. Жалакявичуса "Хроника одного дня", да и в театре работал лишь второй сезон.

...Грузовик с гробом для отца объезжает поочередно его сыновей. Роль черного вестника взял на себя младший, Ионас. Каждый из братьев Локисов встречает его появление по-своему, реагируя на это страшное известие сообразно со своим характером и темпераментом. Донатас работал на строительстве моста. Издалека увидев братьев, он засмеялся, обнажив во весь экран свой безукоризненно белозубый оскал, и, ловко прыгая по сваям, а потом энергично шлепая по воде, мокрый по пояс и весело возбужденный предстал перед Ионасом и Бронюсом.

- Отца убили, - сказал Бронюс.

Донатас завертелся на месте, из?давая гортанные звуки, напоминающие рычание раненого зверя.

- Так, - наконец произнес он и через секунду оказался в кузове грузовика.

В первом появлении Донатаса уже обозначен характер - нетерпеливый, несдержанный, резкий. Донатас - человек действия. У него собственные представления о справедливости. Он будет мстить беспощадно, око за око. И сам будет вершить свой суд. И сам станет жертвой своей анархической необузданности. Адомайтис наделяет Донатаса человеческим благородством и мужским обаянием. Но тип героя - нервный, легко возбудимый, неуправляемый - таит в себе и потенциальную опасность для общества.

- Нет, нельзя ему власть, - предостерегает Бронюс. - Перестреляет всех. Начнет со своих. Те всегда ближе.

Этих слов нет в фильме. Но они есть в литературном сценарии В. Жалакявичуса и отношение автора к своему герою выражают совершенно недвусмысленно. Бронюс знал, что говорил. Неуравновешенность Донатаса, его порывистость и буйный темперамент нуждались в неусыпном контроле. Длинная цепь случайностей, в результате которой гибнет Донатас, в авторском замысле далеко не случайна. Резкая противоречивость характера с самого начала таила в себе драматизм.

И трагический финал, по логике авторов, закономерен.

И при всем том герой Адомайтиса бесконечно привлекателен. Бесстрашным прямодушием неуемной жизнелюбивой натуры. Своей спортивной легкостью - тренированностью и быстротой реакции он не уступит, пожалуй, и героям амери?канских вестернов. У него красивое, резко очерченное, подвижное лицо. Воспламеняется он мгновенно, в гневе несдержан и жесток, но выражает себя открыто, не делая секрета из своих симпатий и антипатий.

"... Я стремился раскрыть нацио?нальный характер нашего крестьянина с его медлительностью и в то же время способного на взрыв страстей",- сказал В. Жалакявичус в связи с фильмом "Никто не хотел умирать". У Жалакявичуса Адомайтис сыграл тогда лишь вторую половину этой характеристики. Казалось, само слово "медлительный" никакого отношения к Адомайтису иметь не может. Но этот актер как будто специально задался целью постоянно ошеломлять зрителей и критиков, всякий раз разрушая их стройные концепции, в каждой новой своей работе противореча сложившимся о нем представлениям.

АБ Евгений. Регимантас Адомайтис // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1972. С. 5-15.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=4460
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован