01 октября 2008
14779

Дмитрий Медведев: `Кардинальное снижение уровня коррупции - это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной`

Вчера в Кремле состоялось первое заседание Совета по противодействию коррупции под председательством Президента России Дмитрия Медведева

Как сообщила пресс-служба Президента России, на заседании обсуждался пакет антикоррупционных законопроектов, которые в ближайшее время будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу.

Глава государства заявил, что первоочередные задачи в борьбе с коррупцией - укрепление государственно-правовой системы, защита права собственности, расширение свободы предпринимательства. В числе предлагаемых мер: обеспечение прозрачности и объективности при проведении конкурсов и заключении государственных контрактов, устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности.

Кардинальное снижение уровня коррупции - это стратегическая задача, которая стоит перед страной, подчеркнул Дмитрий Медведев.

Так как даже из этой короткой информации пресс-службы видна вся важность решения задачи о мерах по противодействию коррупции, то редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает обязательным с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru познакомить общественность страны с прямым текстом вступительного слова Дмитрия Медведева на этом заседании, а также с текстом беседы Руководителя Администрации Президента Сергея Нарышкина с журналистами после заседания Совета по противодействию коррупции. А затем дать наш комментарий.

Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на заседании Совета по противодействию коррупции:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

У нас с вами сегодня первое заседание Совета. Мы рассмотрим основные, первоочередные задачи по реализации Национального плана противодействия коррупции. Надеюсь, что обсуждение будет откровенным и деловым.

По сути, наш Совет и создавался для того, чтобы принимать такие важные, стратегические решения в сфере борьбы с коррупцией. И здесь необходимо проявить внимание, сконцентрироваться на тех документах, которые на сегодняшний день уже подготовлены.

Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой.

Хотел бы также отметить, что эта работа не носит конъюнктурного характера. Начали раздаваться голоса, что после различного рода событий, например, таких как августовский конфликт на Кавказе, Россия свернёт эту работу и никакой деятельности вести не будет. Наоборот, будем этим заниматься с не меньшей энергией.

Главный ориентир для работы - это Национальный план противодействия коррупции, который утверждён мною некоторое время назад. Неделю назад состоялось заседание президиума Совета [по противодействию коррупции], который наметил программу реализации плана. Кстати, и план, и программа размещены на сайте Президента на русском и английском языках, так что они открыты для обсуждения и анализа.

Что нам нужно сделать в самое ближайшее время? Несколько вещей. Во-первых, создать прочную системную и ясную нормативно-правовую базу. Это самое первое и самое главное. Поэтому сегодня основное внимание мы с вами уделим рассмотрению пакета соответствующих законопроектов. Собственно, того пакета, которым мы и занимались последние четыре месяца.

Во-вторых, мы обсудим некоторые наши практические шаги, которые следует предпринять при выполнении Национального плана. Хотел бы обратить внимание членов Совета на то, что в статье 7 проекта федерального закона "О противодействии коррупции" определены направления работы государственных органов в этой сфере. Это, в частности, обеспечение прозрачности, конкуренции, объективности при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. Это устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности.

Очевидно, что реализация всех этих ключевых задач должна быть обеспечена в правовом плане. Поэтому и в дальнейшем нам предстоит серьёзная законотворческая работа. Не менее важно добиться не только принятия соответствующего нормативного материла, но и его неукоснительного исполнения. Здесь, как вы понимаете, проблем не меньше, а даже больше.

Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации. А потом, впоследствии ещё и убедиться в том, что этот закон всё-таки написан правильным образом, что он адекватно регулирует те общественные отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца и не придуман в угоду начальникам. Поэтому предстоит разработка и принятие подзаконных нормативных актов, проведение ряда организационных мероприятий.

Считаю также, что нам нужно оперативно включать изучение правовых новелл в антикоррупционных законах и в учебные программы, и просто в профессиональные программы для переподготовки кадров правоохранительных органов и других организаций.

Ещё одно обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, - это возможное дублирование законодательства. У нас довольно часто такие случаи происходят, когда вместо эффективного исполнения уже принятых правовых норм и управленческих решений принимаются новые, может быть, более хлёстко написанные или просто более адекватные, казалось бы, на сегодняшний день, но по сути ничего не меняется. Такие документы нам, конечно, не нужны.

Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества.

В связи с этим представляется абсолютно разумным решение о создании рабочей группы для обобщения поступающих по законопроектам замечаний. Эта рабочая группа должна также в целом координировать законотворческую работу в сфере противодействия коррупции.

Ещё раз хотел бы специально заметить, что цель нашей сегодняшней встречи - окончательное одобрение, если мы об этом договоримся, пакета антикоррупционных мер. По итогам нашего заседания я внесу этот пакет в Государственную Думу".


Беседа Руководителя Администрации Президента Сергея Нарышкина с журналистами после заседания Совета по противодействию коррупции:

С.НАРЫШКИН: Основной вопрос, который обсуждался на заседании, - это пакет антикоррупционных законов, который после обсуждения, после одобрения должен быть внесён в Государственную Думу. Если говорить конкретно, то речь идёт о четырёх законах: это основной, базовый закон, который так и называется - "О противодействии коррупции", это Федеральный конституционный закон, который вносит поправку в Федеральный же конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", и ещё два закона, каждый с очень длинным названием, которые, собственно, вносят изменения и поправки в 25 федеральных законов.

Если говорить о пакете в целом, выделяя из него основной, базовый закон "О противодействии коррупции", то в этом законе сформулирована, я бы сказал, политика государства в этой сфере, в сфере противодействия коррупции. Причём наряду с тем, что ужесточается ответственность за коррупционные преступления, упор делается и на расширение предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.

Данными законами вводятся дополнительные обременения, ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Например, такое обременение, по начальству, как сообщать о фактах и случаях, ставших известными в процессе служебной деятельности, о различных правонарушениях в этой сфере.

Закон "О противодействии коррупции" ставит в качестве такой базовой задачи совершенствование структуры государственного управления, совершенствование функций и полномочий органов государственной власти. И здесь мы исходим из того, что коррупция является следствием избыточного и нерегламентированного государственного регулирования.

Законы упрощают ведение судебных действий в отношении так называемых спецсубъектов. Закон существенно расширяет сферу контроля за достоверностью представления государственными и муниципальными служащими информации об имуществе, доходах и имущественных обязательствах, расширяет и унифицирует сферу имущественного контроля.

В этом пакете законов вносятся изменения и в закон об оперативно-разыскной деятельности в части возможности применения оперативно-разыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о декларируемом государственным или муниципальным служащим имуществе, доходах и имущественных правах - здесь имеется в виду налогооблагаемое имущество, - а также возможность использования оперативно-разыскных мероприятий для поиска имущества, подлежащего конфискации.

Сегодня обсуждалась и норма, которая содержится в данном пакете законов, норма в отношении права должностного лица после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет занимать должности в коммерческих организациях, с которыми это должностное лицо прежде было связано при выполнении своих функциональных обязанностей.

Вот это основные положения законопроекта, они сегодня обсуждались участниками заседания Совета. Был внесён ряд замечаний, после обработки этих замечаний, я думаю, что в течение, наверное, двух дней Президент внесет данный пакет законов в Государственную Думу.

ВОПРОС: Сергей Евгеньевич, в пакете законов, о котором Вы сейчас говорили, предусмотрена ли норма, что любой чиновник любого уровня должен декларировать не только свои доходы, но и отчитываться за доходы ближайших членов своей семьи? И вот по поводу того, что Вы сказали, что если чиновник был связан с какой-то фирмой, два года он не может работать в этой коммерческой структуре, - распространяется ли это на ближайших родственников?

С.НАРЫШКИН: Спасибо за хороший вопрос. Да, действительно я не сказал это сразу, но пакетом законов обязывается не только государственный или муниципальный служащий представлять декларацию о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, но и члены семьи государственного или муниципального служащего. А в целях данного закона членами семей являются супруги и несовершеннолетние дети. Это что касается первой части Вашего вопроса.

Второй вопрос о двухлетнем моратории на занятие должности в коммерческих организациях. Как раз эта норма сегодня была тоже предметом обсуждения на заседании Совета, и корректива будет внесена по отношению к тому варианту, который существовал до сегодняшнего дня. Корректива следующая: после увольнения с государственной или муниципальной службы соответствующий гражданин может перейти на работу в коммерческую организацию, с которой он по долгу службы был связан, с согласия работодателя, то есть руководителя того государственного или муниципального органа, в котором он до увольнения трудился.

ВОПРОС: Сергей Евгеньевич, скажите, пожалуйста, не предполагается ли некий аналог налоговой амнистии по отношению к коррупционерам?

С.НАРЫШКИН: Нет, с момента вступления в силу закона он будет работать. Без какой-либо налоговой амнистии.

ВОПРОС: То есть они не смогут задекларировать: вот мы сдаём всё, что набрали, но остаёмся на своих местах?

С.НАРЫШКИН: Нет. Сейчас есть право у каждого, не только у государственных и муниципальных служащих, но у любого гражданина задекларировать всё своё имущество.

ВОПРОС: Скажите, а будет ли предусмотрен какой-то механизм передачи активов, принадлежащих чиновникам, в управление? Сейчас эта система не действует. Речь идёт об акциях - нет управляющей компании, и, соответственно, они акции могут оставлять при себе, и законом это не возбраняется.

С.НАРЫШКИН: Да, это предусмотрено законом. Закон будет содержать норму, в соответствии с которой это будет предметом иного подзаконного акта.

ВОПРОС: Сергей Евгеньевич, получается, что объём информации, которую придётся анализировать, возрастает многократно. Удастся ли с этим справиться? И насчет конфискации. Как это будет происходить? В чью пользу будет изыматься имущество?

С.НАРЫШКИН: Действительно, что касается конфискации, то основными участниками этого процесса будут правоохранительные органы. И закон предполагает конфискацию имущества в пользу государства.

ВОПРОС: Вы говорили, что помимо антикоррупционных мер нужно проработать комплекс мер, касающихся реформы оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, которые непосредственно будут участвовать в следственной и оперативной деятельности, чтобы их оградить от коррупции. Этот вопрос обсуждался?

С.НАРЫШКИН: Эти вопросы не входят в пакет законов, который обсуждался только что и который будет внесён в Государственную Думу. Но, если Вы помните, Национальный план противодействия коррупции, который был утверждён Президентом 31 июля, содержит эти вопросы как одно из направлений деятельности по противодействию коррупции, по созданию условий для государственных, муниципальных служащих, для работников правоохранительной системы. Речь идёт о создании таких условий, при которых государственная и муниципальная служба, авторитет и привлекательность этой службы были бы выше, чем они есть сегодня, условий, при которых коррупция была бы невыгодна для государственных и муниципальных служащих.

ВОПРОС: Но внутри бизнеса тоже есть коррупция. Что в этом направлении планируется делать?

С.НАРЫШКИН: Закон предполагает ответственность не только государственных и муниципальных служащих, но и иных граждан. Более того, закон предполагает ответственность, и административную ответственность, юридических лиц за совершение тех или иных коррупционных правонарушений.

ВОПРОС: А чем будет грозить чиновнику недостоверное декларирование? И будут ли проверять всех поголовно или будут какие-то выборочные проверки?

С.НАРЫШКИН: Закон предполагает дисциплинарную ответственность, административную ответственность. И одним из тех 25 законов, в которые вносятся изменения, является Трудовой кодекс. Трудовой кодекс будет содержать норму, в соответствии с которой правонарушения государственного и муниципального служащего в этой сфере могут быть причиной для расторжения контракта.

ВОПРОС: Какие изменения вносятся в закон о Правительстве?

С.НАРЫШКИН: В федеральный конституционный закон о Правительстве вводится норма, которая обязывает Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров декларировать своё имущество, доходы, имущественные обязательства, а также эта обязанность распространяется на членов семей соответствующих должностных лиц. В целях данного закона членами семьи также являются супруги и несовершеннолетние дети".

Если руководитель Администрации Президента России Сергей Нарышкин в беседе с журналистами в основном уточнял какие-то подробности из обсуждённого на Совете пакета законопроектов, то Дмитрий Медведев копал гораздо глубже.

Президент сразу "взял быка за рога", заявив, что "речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой".

По сути, Дмитрий Медведев сказал, что из-за коррупции находится под угрозой вся стратегия развития России до 2020 года. Победим коррупцию - сможем выполнить всё, что в ней намечаем, нет - проиграем это сражение.

Поэтому Президент обратил особое внимание членов Совета не столько на сам подготовленный пакет, ведь над ним работали четыре последних месяца, сколько практические шаги по реализации этого пакета законов на практике.

Очень важным мы считаем следующее обращение Дмитрия Медведева:

"Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества".

Мы рассматриваем это, как прямую реализацию на практике ключевого положения нашей Конституции о том, что народ России является носителем верховной власти в нашем Отечестве.

Это не может не радовать.

Лев Иванов.

01 октября 2008 года.
www.nasledie.ru








Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован